Александр Ремезков: “Правительству России предоставляется право провести в 2021 году реструктуризацию задолженности субъектов федерации”

Госдума сегодня рассматривает в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ».

О том, как эти изменения помогут реализовать задачи, поставленные в Послании Президента России и какую помощь получат российские регионы, рассказал первый заместитель комитета по бюджету и налогам, депутат фракции СР Александр РЕМЕЗКОВ.

– Президент России дал поручение помочь регионам с высоким уровнем коммерческой задолженности и предоставить субъектам федерации принципиально новые инструменты развития – инфраструктурные бюджетные кредиты.

Рассматриваемым законопроектом создается законодательный механизм для решения этих важнейших задач. И наш комитет, и наша фракция не просто поддерживают такие изменения в законодательстве, но и делают все возможное, чтобы они были оперативно приняты.

СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ неоднократно обращала внимание на то, что в стране сложилась своего рода бюджетно-финансовая пирамида – регионы с высоким уровнем долговой нагрузки вынуждены год за годом брать новые кредиты на текущее обслуживание и погашение предыдущего долга и в результате еще больше увязать в долгах.

Сегодня острота этой проблемы достигла пика. По итогам 2020 года государственный долг субъектов составил 2,6 трлн рублей, из них коммерческие кредиты – 1,2 трлн рублей. За прошлый год долг регионов вырос на 383 млрд рублей. Этот 18-процентный рост задолженности – рекордный за последнее десятилетие. В трех регионах объем долга превысил объем доходов региональных бюджетов.

Иными словами, пройден рубикон, за которым возникает прямая угроза финансовой устойчивости субъектов РФ. Да, в декабре прошлого года Минфин России предоставил регионам 224 млрд рублей бюджетных кредитов на “ковидные” расходы. И эти средства помогли минимизировать привлечение рыночных заимствований и выполнить социальные обязательства. Но ситуацию надо менять радикально.

Для решения долговой проблемы регионов Президент предложил весь объём коммерческого долга субъекта федерации, превышающий четверть его собственных доходов заместить бюджетными кредитами со сроком погашения до 2029 года. Планируется выделить кредиты в сумме 337 млрд рублей.

Принимаемыми сегодня поправками в Бюджетном Кодексе РФ Правительству России предоставляется право провести в 2021 году реструктуризацию задолженности субъектов федерации, установив соответствующий порядок.

Наш думский комитет подготовил оценку бюджетного эффекта от реализации в 2021 году этих мер по повышению долговой устойчивости регионов. Например, в моем избирательном округе общий бюджетный эффект с учетом замены коммерческих и реструктуризации бюджетных кредитов в 2021 году составит 2,7 млрд рублей. Именно столько Курганская область, которой в целом на замещение коммерческих кредитов бюджетными планируется выделить почти 4,4 млрд рублей, сэкономит на обслуживании долга.

В целом по стране бюджетный эффект от реструктуризации кредитов субъектов РФ составит 217 млрд рублей. Намного легче станет долговое бремя регионов, вынужденных прибегать к заемным средствам для покрытия дефицита консолидированных бюджетов, объем которых по итогам 2020 года составил 676,5 млрд рублей. Это означает, что у них появятся новые возможности для реализации нацпроектов и развития инфраструктуры.

Принимаемыми изменениями в бюджетном законодательстве Правительство России наделяется полномочиями устанавливать порядок предоставления, использования и возврата субъектами РФ бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.

Новые инфраструктурные кредиты регионам федеральный центр предоставит под три процента годовых на 15 лет.

До конца 2023 года планируется выделить не менее 500 млрд рублей для реализации долгосрочных региональных проектов строительства автодорог и обходов городов, обновления систем ЖКХ и общественного транспорта, создания объектов туристической индустрии. Отбор проектов будет проводить федеральное правительство, а контролировать ход их реализации – Федеральное казначейство.

Кроме того, в Бюджетный Кодекс вносятся изменения, которыми  корректируются сроки рассмотрения в Госдуме проектов трехлетнего федерального бюджета и бюджетной отчетности.

Наша фракция СР давно добивалась того, чтобы парламенту предоставлялось больше времени для работы над проектом федерального бюджет и внесения в него поправок.

И решения наконец-таки приняты. Правительство теперь будет вносить отчет по исполнению бюджета на рассмотрение Госдумы не позднее 15 июня и это позволит принять законопроект в весеннюю сессию.

Предельный срок внесения в Госдуму проекта закона о федеральном бюджете переносится с 1 октября на 15 сентября, а срок рассмотрения внесенных изменений в проект бюджета увеличивается с 25 до 30 дней.

Это означает, что появится больше времени для того, чтобы внимательно рассмотреть предложенные депутатами поправки. В более ранние сроки будет определен объем межбюджетных трансфертов. Так что регионы, зная объем федеральной поддержки, смогут четче планировать свои бюджеты, заключать контракты до 31 декабря, чтобы уже 1 января открыть финансирование. Проще говоря, появится возможность не затягивать строительство объектов в регионах, ожидая финансирования, не устраивать авралы в конце годы, а планомерно реализовывать госпрограммы.

Все эти изменения в работе над проектом бюджета вступят в законную силу с января 2022 года.