Госдума России рассмотрела в первом чтении внесенный Правительством РФ проект федерального бюджета на 2021 и плановый период 2022-2023 годов.
Позицию фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» по данному законопроекту в своем выступлении на пленарном заседании представил первый заместитель председателя комитета ГД РФ по бюджету и налогам Александр Ремезков.
– Проект федерального бюджета на 2021-2023 годы формировался в кризисных условиях, которые в этом году привели к падению потребительского спроса, сокращению доходов населения на 8 процентов, росту безработицы до 6,2%.
В сложившейся ситуации неопределенности реалистичность базового сценария развития российской экономики, который положен в основу проекта трехлетнего бюджета, вызывает сомнение. Правительство России прогнозирует снижение ВВП на 3,9 процента в 2020 году и 3-процентный ежегодный рост ВВП уже с 2021 года. «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», равно как и Счетная палата, Всемирный Банк, ряд независимых экспертов, не видит оснований для такого оптимистичного макроэкономического прогноза. Мы считаем, что глубина падения составит 5-7% ВВП в 2020 году, а восстановление экономики будет более долгим и трудным – рост ВВП в 2021-2023 годах не превысит 2,4-3 %.
Хорошо, что на ближайшую трехлетку у Правительства имеются амбициозные планы. Но если они не будут реализованы в полной мере, то под угрозой окажется выполнение социальных обязательств государства и устойчивость бюджетной системы. А этого нельзя допустить.Даже при оптимистическом сценарии на ближайшую трехлетку предлагается дефицитный бюджет. Причем покрывать дефицит федеральное правительство планирует в основном за счет внутренних заимствований, объем которых за три года составит около 5,7 трлн рублей. За этот же период госдолг вырастет вдвое – с 13,5 трлн рублей в 2019 году до 28,4 трлн в 2023 году, а бюджетные расходы на его обслуживание увеличатся на 714 млрд. рублей.
При этом кабинет министров оставляет практически неприкосновенными основные «заначки», которые в 2021 году достигнут беспрецедентных размеров – 113 млрд рублей резервного фонда Правительства, 1,5 трлн. рублей нераспределенных средств и переходящих остатков, 12,4 трлн рублей ФНБ. Объем этих средств в 2021 составит порядка 60 процентов по отношению к бюджетным расходам. Но проекте трехлетнего бюджета предусмотрено расходование лишь 95 млрд рублей из ФНБ.
Непонятно, почему в кризис 2008–2009 годов можно было потратить более половины Фонда национального благосостояния, а в нынешних, еще более тяжелых кризисных условиях, этого не делается? Мы считаем, что средства ФНБ не должны лежать «мертвым грузом». Их необходимо направлять, прежде всего, на поддержку российских граждан – профинансировать пособия и субсидии, повышение заработной платы бюджетникам ряд других социальных расходов.
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» ежегодно настаивает на увеличении до 7% доли расходов как на здравоохранение, так и на образование. А в рассматриваемом проекте федерального бюджета, несмотря на некоторое увеличение общего объема финансирования социальных статей, заложено снижение доли расходов на образование, здравоохранение и национальную оборону – от 5 до 10 процентов. Безусловно, мы против такого решения. На наш взгляд, предложенная Правительством России оптимизация расходов практически всех незащищенных статей расходов не лучшим образом отразится в первую очередь на инвестициях в социальную сферу и на программах, стимулирующих развитие экономики и инфраструктуры.
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» ежегодно обращает внимание на неэффективность использования бюджетных средств по ФАИП и госкомпаниям, на то, что институт госпрограмм продолжает показывать свою неэффективность и не может быть основой бюджетного планирования. Сегодня и наша фракция, и наш комитет по бюджету и налогам в своем заключении вновь отмечают, что необходимо рассмотреть вопрос об отказе от ГП при формировании федерального бюджета, а также установить персональную ответственность должностных лиц за эффективное расходование бюджетных средств. Однако воз и ныне там. Так, в нынешнем проекте бюджета в очередной раз в ФАИП включено 236 объектов без необходимой документации. По госкорпорациям и госкомпаниям такая же ситуация. Очевидно, что в ходе исполнения бюджета мы вновь получим огромные объемы неосвоенных средств. И это при том, что помимо текущих задач на бюджете «висит» груз многолетних социальных проблем, решения которых ежегодно добивается «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Мы еще раз обращаем внимание Правительства России на необходимость обеспечить жильем детей-сирот, ветеранов боевых действий, инвалидов, переселить людей из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа, возобновить индексацию пенсий работающим пенсионерам и компенсировать им недополученные средств, провести индексацию военной пенсии на 2% сверх уровня инфляции.
Мы настаиваем на том, что следует вдвое увеличить пособие по безработице, ввести пособия всем семьям с детьми школьного возраста, обеспечить социальную поддержку «детей войны», а также ежегодные выплаты в размере не менее 5% от общей суммы задолженности «сгоревших» в 90-х годах в Сбербанке сбережений граждан. «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» также предлагает сделать бессрочной программу материнского капитала и провести индексацию этих выплат за 2015-2019 годы с учетом инфляции.
Обращаем внимание на то, что действующая система межбюджетных отношений не справляется с решением ряда проблем, которые в результате кризиса резко обострились. Так, в этом году бюджеты субъектов РФ суммарно недополучили около 20% доходов, а общая сумма долговых обязательств достигла 2,15 трлн рублей и составляет 22,5% от суммы их собственных доходов. При этом у регионов появились дополнительные расходы на реализацию нацпроектов и на борьбу с пандемией COVID.
У субъектов федерации нет никаких «заначек» в виде переходящих остатков или своего ФНБ, а объемы заимствований для них жестко ограничены Бюджетным Кодексом. Пока Минфин РФ существенно не изменит условия соглашений и правила реструктуризации бюджетных кредитов, регионы будут «связаны по рукам и ногам».
В целом для решения долговых и прочим проблем нужны новые радикальные реформы в сфере межбюджетных отношений, которые сегодня находятся в тупике. «Справедливая Россия» считает, что без серьезной перенастройки налоговой системы в пользу бюджетов субъектов РФ регионы не получат мотивацию к увеличению доходной базы своих бюджетов, а умение «выбивать» дополнительные средства в федеральным центре останется для регионов единственным инструментом поддержания финансовой устойчивости.В предложенном проекте бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023годов нет решений всех перечисленных задач, поэтому наша фракция голосует «против» правительственного законопроекта.
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» традиционно завершила работу над «Альтернативным бюджетом на 2021 год». В нем предлагается комплекс мер, которые позволят реализовать в нашей стране модель роста. За счет перераспределения налоговой нагрузки с производства на потребление, увеличения налогового бремени на крупные капиталы и ренту и реализации других «налоговых мер» появится возможность увеличить на 1 трлн рублей доходы бюджетов субъектов и на 6 трлн рублей – доходы федерального бюджета.
Эти средства мы считаем справедливым направить на решение важнейших социальных и экономических проблем. Предлагаем выделить 161 млрд рублей на обеспечение жильем детей-сирот, 159 млрд рублей – на социальную поддержку «детей войны», 50 млрд рублей – на технические средства реабилитации инвалидов, 13,5 млрд рублей – на жилье для ветеранов боевых действий, инвалидов, ликвидаторов последствий радиационных аварий. При этом 900 млрд рублей пойдет на реализацию комплексных мер поддержки семей, имеющих детей, 1 трлн рублей – на ежегодные выплаты в размере 5% от общей суммы задолженности от сгоревших «советских вкладов» граждан в Сбербанке. Еще 1,2 млрд рублей потребуется на то, чтобы финансово обеспечить возвращение возраста выхода на пенсию, действовавшего в 2018 году.Все эти перспективы и возможности подробно отражены в нашем проекте «Альтернативного бюджета», который направлен в Правительство России.
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» считает, что бюджетную политику в нашей стране нужно радикально менять. Наша фракция неуклонно и последовательно добивается того, чтобы бюджетные ассигнования в первую очередь направлялись на решение насущных проблем граждан и на поддержку реального сектора российской экономики.