В дни подготовки к празднованию 79-годовщины Великой Победы лично столкнулся с кощунственным отношением чиновников и сотрудников муниципальных предприятий к памяти ветерана Великой Отечественной войны, с вопиющим случаем разрушения памятника Н.Ф. Ремезкову, на который не отреагировали должным образом ни правоохранительные органы, ни администрация города-героя Волгограда.
Мой дед Николай Федорович Ремезков в начале Великой Отечественной войны из родной станицы Нижнечерской Сталинградской области ушел на фронт добровольцем. С боями дошел до Берлина, освобождал Прагу, встретил День Победы старшим сержантом, командиром пулеметного расчета. Отмечен многими наградами, в том числе, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина». После войны поднимал Целину, восстанавливал разрушенные фашистами города.
Николай Ремезков родился 9 мая 1909 года. И для нас, его родных и близких, День Победы всегда был не только всенародным, но и по-настоящему семейным праздником.
Николай Федорович прожил долгие и счастливые 95 лет и в 2004 году был похоронен на родной земле, которую он защищал всю Великую Отечественную – на кладбище поселка Горная Поляна в Советском районе Волгограда.
Близкие нашей семье люди, которые помогают ухаживать за его могилой, этой весной обнаружили ужасающую картину – на участке произведено подзахоронение, надгробие памятника, установленного государством ветерану Великой Отечественной войны Н.Ф.Ремезкову, в разломанном и перевернутом виде находится у ограды.
Вместе с родственниками немедленно стал разбираться в ситуации.
В апреле направил обращения депутата Госдумы России прокурору и губернатору Волгоградской области. В администрации региона депутатский запрос переадресовали в администрацию Волгограда. Письменных ответов на свои запросы я не получил по сей день. Накануне Дня Победы никаких мер по восстановлению надгробия ветерана Ремезкова ни местными, ни региональными властями не было принято.
Как выяснилось в результате телефонных переговоров, городская администрация не нашла нарушений закона в самом факте подзахоронения и изначально была не в курсе произошедшего. О том, что произошло именно подзахоронение, моим родственникам удалось узнать только на месте, непосредственно в администрации кладбища. Тут же выяснилось, что демонтированное надгробие – это не деяние неустановленных вандалов, а осознанные действия сотрудников при полном попустительстве местных властей. По заявке частного лица, не являющегося родственником Н.Ф.Ремезкова, работники муниципального предприятия демонтировали памятник, установленный на государственные средства, не уведомив об этом государственные органы власти.
Очевидно, что необходимо дать правовую оценку таких действий, по сути, акту вандализма.
Правоохранительные органы пока официально на депутатский запрос не ответили и мер по восстановлению памятника не приняли.
Прокурорская проверка прибыла уже после того, как мои родственники, бросив все дела, приехали из Краснодара в Волгоград и успели сами принять меры до 9 мая – Дня Победы и Дня рождения нашего деда. Правоохранители увидели уже восстановленное родственниками надгробие и устно заявили, что нарушений не выявлено.
Обязательно направлю повторное обращение в прокуратуру, с требованием детально разобраться и принять меры в соответствии с законом.
К сожалению, законы совести в этом случае не сработали. Даже здесь, на земле, пропитанной кровью героев Сталинградской битвы. Несколько месяцев, с января этого года сотрудники волгоградского кладбища равнодушно ходили мимо небрежно прислоненного к дереву и перевернутого вверх ногами памятника ветерану.
Оказалось, что «цена вопроса» – 4 тысячи рублей. Именно столько заплатили работающему при этом кладбище ООО «Изготовление памятников» за то, чтобы за один день надгробие было восстановлено и захоронение благоустроено. Именно этой мизерной суммы не хватило тем, кто проводил подзахоронение, чтобы вернуть на положенное место памятник ветерану – им заплатили только за демонтаж.
Четыре тысячи сребренников – цена алчности, равнодушия и неблагодарности, цена предательства героев Великой Отечественной войны, тех, кто отвоевал для всех нас право на жизнь.
Этот печальный опыт, пережитый моей семьей, – очень тревожный сигнал. За громкими словами чиновников об увековечивании памяти о героях Великой Отечественной войны зачастую кроется бездействие и безразличие к исторической памяти нашего народа.
Нельзя с этим мириться. Тем более сегодня, когда наши бойцы и весь наш народ всеми силами приближают новую Победу над нацизмом.