Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса РФ»
О том, почему СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ЗА ПРАВДУ проголосовала против этого правительственного законопроекта, устанавливающего особенности исполнения бюджетов бюджетной системы России в 2023-м и в 2024 году, рассказал депутат это фракции, первый заместитель председателя думского комитета по бюджету и налогам Александр Ремезков.
– Наша фракция СРЗП всегда выступала против применения «бюджетного правила» при формировании трехлетнего федерального бюджета.
Сложившаяся в прошлом и нынешнем году геополитическая ситуация вынудила Правительство России пойти на некоторые отступления от этого правила. Однако теперь авторы данного законопроекта о внесения изменений в бюджетное законодательство на 2024-2025 годы предлагают вернуться к применению «бюджетного правила» в его пятой версии, которую иначе как «модифицированной» и не назовешь.
Напомню, что ранее был уточнен порядок определения и зафиксирован объем базовых нефтегазовых доходов в 2023–2025 годах в абсолютном выражении на уровне 8 трлн. рублей и предусмотрена ежегодная индексация на 4 процента, начиная с 2026 года. Данный размер нефтегазовых доходов соответствовал умеренно-консервативным оценкам внешних условий при стабильном курсе рубля в диапазоне 65-75 рублей за доллар.
Теперь для определения базовых нефтегазовых доходов в 2024–2026 годах предлагается использовать базовую цену на нефть 60 долларов США за баррель и базовую экспортную цену на природный газ 250 долларов США за тысячу кубометров, проводить ежегодную индексацию на 2 процента, начиная с 2027 года.
От перемены этих слагаемых суть «бюджетного правила» не меняется. Как и прежде, оно ограничивает текущие и инвестиционные расходы федерального бюджета, увеличивает государственный долг и расходы на его обслуживание, формирует бездонную «кубышку» которая за десять лет увеличилась в четыре раза – с 2,7 до 11,3 трлн рублей.
«Кубышку» ФНБ приоткрыли только в 2022 году, направив один триллион рублей на покрытие дефицита федерального бюджета и почти два триллиона – на увеличение объема резервного фонда Правительства РФ.
Сегодня объем ФНБ равен трети объема федерального бюджета. Но до сих пор обсуждение механизма его формирования и направлений использования не предусмотрено Бюджетным кодексом и не проводится ни в рамках рассмотрения проекта трехлетнего бюджета, ни при утверждении ежегодного отчета об исполнении бюджета.
С печальными последствиями применения «бюджетного правила» мы все столкнулись в июле этого года, когда случилось обвальное обесценивание рубля, рост цен на нефтепродукты внутри страны и запредельное повышение процентных ставок. Все это нанесло серьезный удар по реальному сектору экономики, доходам населения, «обнуляя» ранее достигнутые результаты социально-экономического развития страны.
И вот опять без объяснения истинных причин уточнения определения базовых нефтегазовых доходов нам вновь предлагают применять очередную модель «бюджетного правила» в ближайшие три года.
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ЗА ПРАВДУ не может с этим согласиться. Поэтому депутаты нашей фракции проголосовали ПРОТИВ принятия данного законопроекта, несмотря на то, что в нем есть и ряд целесообразных предложений.
Мы все находимся в новой реальности и не можем применять принятое в далекие двухтысячные годы и не соответствующее требованиям времени «бюджетное правило». СРЗП добивается и будет добиваться кардинальных изменений в бюджетной политике, направленных на выполнение поставленных Президентом России задач по народосбережению, борьбе с бедностью и достижению технологического суверенитета страны.