Официально он называется «О внесении изменений в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации…». В длинном перечне его авторов значится и небезызвестный в нашем крае Александр Ремезков – бывший первый вице-губернатор.
В пояснительной записке к документу его авторы говорят о прежних неудачных попытках манипулирования со ставкой НДС, которые в основном касались её повышения. Вспоминают, например, что с 1 января 2019 года она возросла с 18 до 20 процентов. Благодаря этому вроде бы небольшому росту из экономики страны и с нас всех за три года дополнительно содрали почти два триллиона рублей. Увы, «повышение ставки НДС себя не оправдало», – разводят руками авторы «записки». И поясняют: «Налоги, которые легли дополнительным бременем на всю экономику и граждан страны, пошли на дополнительные выплаты в… сферы, которые и без этого повышения дохода являются самыми высокодоходными и с самой высокой зарплатой в стране». В общем, отняли у бедных и отдали богатым. Ничего нового.
Но вот теперь предложено снизить НДС на некоторые социально значимые товары до 5% (для них ныне действует ставка 10%). При этом поступления в бюджет в первые два года могут упасть, зато в последующем «указанные меры будут являться существенным дополнительным стимулом для роста экономической активности среди практически всех домохозяйств».
Подготовлены и соответствующие списки товаров. Одних продуктов питания в них насчитывается более 20. Есть детские товары – подгузники, одежда, школьные принадлежности, коляски и т.д. Есть мебель, есть даже периодика, – газеты, журналы, альманахи, бюллетени и др. В чем её «социальная значимость», особенно в эпоху распространения подавляющего большинства информации в цифровом виде, – неясно. Как и неясно, зачем наряду с действительно значимыми, широкими категориями товаров, отдельно выделять такие как «палочки для счета», «кассы цифр и букв», «обложки для учебников» или «папки для тетрадей». Их вообще мало кто использует, да и стоят они – сущие копейки, так что как ни снижай НДС, финансового облегчения для семей не будет.
В этой законодательной новелле со снижением НДС есть ещё один момент, который заставляет отнестись к ней с некоторой настороженностью. В частности, говорится, что на «какие именно продукты внутри каждой категории наценка будет минимальной, ритейлеры будут решать сами… Они должны быть отечественными и наиболее востребованными по объёмам продаж. На полках их можно будет найти по метке «социальный товар». Неясно, кто и на каких основаниях и зачем должен определять эту «наибольшую востребованность»? А если соответствующего отечественного товара нет и не предвидится (к примеру, игрушек, обуви, трикотажа, швейных изделий)? Значит, всё, скидки не будет? И почему всем этим должны заняться ритейлеры?
В общем, какое конкретно воплощение приобретёт данная идея, пока говорить рано. Можно лишь отметить, что, как сообщают официальные лица, в будущем году на предложенный весьма длинный перечень социальных товаров цены упадут. Хотя ещё в середине лета в Правительстве в этом сомневались. Тогда рассматривали ещё более радикальную инициативу – полного обнуления НДС на социально значимые товары. С этой просьбой в конце июня обратилась АКОРТ – Ассоциация компаний розничной торговли. Она просила за соцтовары и, почему-то, бананы, обещая снижение конечных цен до 10%. Тогда же замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов сообщал, что «некоторые ритейлеры уже приняли самостоятельное решение ограничить наценку на такую продукцию в пределах 5–10%».
В общем, как отразятся на ценниках все эти колебания в треугольнике депутаты – Правительство – ритейл пока неясно даже им самим. В любом случае, скоро результат будет очевиден.