МОСКВА, 23 октября. /ТАСС/. Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов.
Решение принято голосами членов фракций “Единая Россия” и ЛДПР, КПРФ и “Справедливая Россия” выступили против. Всего за документ проголосовали 353 депутата, против – 62, воздержавшихся не было.
Согласно проекту, доходы федерального бюджета в 2020 году запланированы на уровне 20,379 трлн рублей. В 2021 году они вырастут до 21,246 трлн рублей, а в 2022 году – до 22,058 трлн рублей.
Расходы бюджета, как ожидается, также будут расти:
до 19,503 трлн рублей в 2020 году,
до 20,634 трлн рублей в 2021 году,
до 21,763 трлн рублей в 2022 году.
Существенную долю по-прежнему будут составлять расходы на социальное обеспечение, оборону и нацбезопасность.
Профицит федерального бюджета в 2020-2022 годах ожидается на уровне 0,8%, 0,5% и 0,2% ВВП соответственно. Прогнозируемый объем ВВП на 2020 год составляет 112,863 трлн рублей.
“Бюджет спланирован так, что мы уверены в макроэкономической стабильности нашей страны, – подчеркнул в своем выступлении первый замруководителя парламентского большинства Андрей Исаев. – Он профицитен, есть необходимый запас денег, продолжается снижение нефтегазовых доходов, их доли в формировании бюджета, запланирована низкая инфляция – 3%”. По его словам, это означает, что все социальные обязательства государства будут выполнены в полном объеме, а также то, что “не будут повторены ошибки 2016 года”, когда Госдума начинала свою деятельность с того, что “должна была вносить изменения, резать по живому, по тем расходам, которые были запланированы, и на которые люди рассчитывали”. “Мы видим, что в бюджете заложены средства на реализацию национальных проектов”, – заверил также парламентарий.
Исаев отдельно остановился на финансировании субъектов РФ. “Мы можем, что называется, продолжать накачивать регионы деньгами, они будут вынуждены тратить их на социальные расходы, и ситуация не будет меняться”, – предупредил он. “Но, если в регионе откроются новые производства, будут созданы рабочие места – изменится его налоговая база, сократится необходимость дотирования этого региона, вырастут его собственные экономические возможности”, – считает политик.
В связи с этим он обратился от имени фракции к главе Минфина Антону Силуанову с предложением рассмотреть возможность “частичного списания бюджетных кредитов под то, что эти средства будут вложены через частно-государственное партнерство в конкретные инфраструктурные проекты”. “Это означает, что это бюджет развития, потому что будет развиваться как социальная, так и экономическая инфраструктура, будут строиться объекты, дороги, которых ждут люди”, – уверен первый замглавы думских единороссов.
Исаев также заверил, что под особым контролем у фракции “был и останется вопрос постоянного выполнения майских указов [президента РФ] 2012 года по заработной плате работников бюджетной сферы”. “Это нельзя делать, что называется, от выборов к выборам, это должна быть постоянная неуклонная работа”, – подчеркнул он.
ЛДПР нашла положительные моменты
Как сообщил ТАСС замруководителя фракции Ярослав Нилов, все депутаты от ЛДПР на заседании проголосовали за проект бюджета.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский перед пленарным заседанием заявил журналистам, что положительные моменты в предлагаемом проекте есть, в частности, больше средств выделяется на образование и социальную сферу. При этом политик пообещал, что депутаты от ЛДПР “внесут свою лепту” при доработке документа ко второму чтению. Одновременно Жириновский указал на то, что инфляция в 3% так или иначе обесценивает увеличение расходов, если оно составляет 2%.
Выступая на пленарном заседании, глава либерал-демократов заметил, что на 60% бюджет может наполняться за счет таможенных сборов, если будет восстановлена монополия на внешнюю торговлю. Он напомнил, что многие российские производства были вынуждены закрыться из-за более дешевого импорта из Китая.
Касаясь экономических вопросов, он подчеркнул важность строительства качественных автомобильных дорог. “В соседнем городе работа, он [гражданин] не может доехать туда. То есть, должно быть движение, понимаете? Движения нет, плохие дороги, по некоторым дорогам на тракторе нужно ехать, а не на автомобиле”, – констатировал Жириновский.
КПРФ проектом традиционно не удовлетворена
Со своей стороны КПРФ выступила категорически против правительственной концепции бюджета. Лидер коммунистов Геннадий Зюганов в очередной раз напомнил о предложенных КПРФ “бюджете развития” в 30-32 трлн рублей и 12 законах, призванных его обеспечить. “Суть бюджета, который предлагает нам правительство, не меняет курс и политику”, – заявил он на пленарном заседании, охарактеризовав эту политику как “ущербную” и ведущую к усугублению кризиса.
“В нем пять серьезных изъянов: во-первых, максимальное сокращение социальных расходов. Эти мелкие приварки и припарки ничего не меняют. 3,4-3,5% – на медицину и образование надо минимум по 7% расходной части, науку надо утраивать, учетверять для того, чтобы выйти вперед”, – считает Зюганов.
В числе других изъянов политик назвал искусственное ограничение инвестиций, передачу “под контроль иностранцу” практически всех базовых отраслей. “Увеличение налога на трудящихся – обобрали до нитки. Ввели кадастр – на 20 процентов цены выросли. Повысили НДС – на 10 процентов выросли. Подняли цену на бензин, солярку – на 9 выросли”, – добавил лидер коммунистов.
“И последнее. Гляньте статью… долги. Всех в долговую кабалу загнали. Самая большая статья роста… Что же за страна, которая в долговую яму засунута? А денег-то до черта, 120 триллионов замороженных ресурсов”, – заключил политик. “Я не знаю, что должно в стране произойти, чтобы вы приняли абсолютно очевидные решения – распределить минимум еще восемь триллионов для решения этой проблемы. Оставьте восемь, которые будут с нового года, в кубышку (Фонд национального благосостояния – прим. ТАСС), а остальные пустите в производства и на поддержку людей”, – призвал политик.
Справороссы усмотрели чрезмерный консерватизм
В “Справедливой России” также не поддерживают текущую версию проекта бюджета, считая ее излишне консервативной. “Правительственный прогноз развития России на ближайшие три года не содержит прорыва, он фактически воспроизводит инерционный тренд развития экономики, который не позволяет существенно повысить качество жизни россиян и обеспечить рост благосостояния”, – сказал в ходе выступления от фракции депутат Александр Ремезков.
Заложенные в проект бюджета темпы роста ВВП, по его словам, “выглядят критически низкими”. “Прогнозируемые темпы роста экономики не позволят увеличить ВВП на душу населения к 2024 году в 1,5 раза”, – отметил он, напомнив о соответствующей задаче, поставленной президентом РФ в послании Федеральному собранию. В качестве стимулирующей меры эсеры предлагают смягчить “бюджетное правило” до 45 долларов. Кроме того, фракция выступает за значительное увеличение финансирования здравоохранения (до 7% расходов), образования (до 7%) и культуры (до 3%).
Ремезков также указал на отсутствие “принципиальных изменений” в структуре планируемого бюджета. “Остались нерешенными многочисленные бюджетные проблемы, которые приобрели хронический характер, кочующие из одного бюджетного цикла к другому”, – обратил внимание депутат. “Принятый правительством консервативный сценарий развития подвергается серьезной критике со стороны нашей фракции”, – резюмировал он.
“Депутаты фракции, которые находились в зале, консолидированно проголосовали против бюджета (18 человек)”, – сообщили ТАСС в пресс-службе думских справороссов.
Зависимость от нефти
Документ сверстан исходя из заложенной в бюджетном правиле цены на нефть марки Urals в 2020 году – $42,4 за баррель. Дополнительные доходы казны от продажи нефти сверх этого уровня направляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ).
Бюджет основывается на базовом прогнозе Минэкономразвития, который предполагает рост российского ВВП на 1,7% в 2020 году и ускорение до 3,1% и 3,2% в 2021 и 2022 годах соответственно.
Среднегодовая цена нефти, согласно прогнозу, составит $57 за баррель в 2020 году и снизится до $56 и $55 за баррель в 2021 и 2022 годах соответственно. Инфляция ожидается на уровне 3% в 2020 году и 4% в 2021 и 2022 годах.
Предельный объем Фонда развития на 2020 год – 585 млрд рублей, на 2021 год – 585 млрд рублей и на 2022 год – 585 млрд рублей. Фонд развития формируется начиная с 2019 года, предусмотрено, что средства фонда будут направляться на финансовое обеспечение мероприятий госпрограмм РФ, норма будет действовать до 31 декабря 2024 года включительно.
Национальные проекты
Приоритетом расходов федерального бюджета в ближайшие три года станут национальные проекты – на них будет выделено около 7 трлн рублей. При этом финансирование нацпроектов будет ежегодно расти – с 1,982 трлн рублей в 2020 году до 2,692 трлн рублей в 2022 году.
Финансирование нацпроекта “Демография”:
в 2020 году составит 616,03 млрд рублей,
в 2021 году – 634,75 млрд рублей,
в 2022 году – 588,25 млрд рублей.
На нацпроект “Здравоохранение”:
299,7 млрд рублей,
239,95 млрд рублей,
253,54 млрд рублей.
На нацпроект “Образование”:
125,93 млрд рублей,
134,71 млрд рублей,
119,25 млрд рублей.
Финансирование нацпроекта “Жилье и городская среда”:
105,25 млрд рублей,
108,36 млрд рублей,
189,14 млрд рублей.
На нацпроект “Экология”:
87,99 млрд рублей,
123,02 млрд рублей,
146,25 млрд рублей.
Финансирование нацпроекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги”:
104,27 млрд рублей,
137,4 млрд рублей,
23,88 млрд рублей.
На реализацию нацпроекта “Производительность труда и поддержка занятости”:
6,9 млрд рублей,
6,9 млрд рублей,
7,48 млрд рублей.
Расходы на нацпроект “Наука”:
47,39 млрд рублей,
69,78 млрд рублей,
96,14 млрд рублей.
На финансирование проекта “Цифровая экономика”:
124,2 млрд рублей,
177,89 млрд рублей,
258,04 млрд рублей.
Расходы на нацпроект “Культура”:
14,7 млрд рублей,
17,83 млрд рублей,
20,76 млрд рублей.
Финансирование нацпроекта “Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы”:
38,53 млрд рублей,
51,28 млрд рублей,
95,44 млрд рублей.
Расходы на нацпроект “Международная кооперация и экспорт”:
74,55 млрд рублей в 2020 году,
123,97 млрд рублей,
219,35 млрд рублей – в 2022 году.
Реализация Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры обойдется госбюджету в 337,22 млрд рублей в 2020 году, 391,89 млрд рублей – в 2021 году и 675,4 млрд рублей – в 2022 году.
Реализация госпрограмм
В части государственных программ РФ (всего 44 программы) предусмотрено выделение, в частности, по госпрограмме “Развитие здравоохранения” – 841,9 млрд рублей в 2020 году, 780,4 млрд рублей в 2021 году, 785,8 млрд рублей в 2022 году.
По госпрограмме “Развитие образования”:
209,4 млрд рублей,
215,7 млрд рублей,
168,6 млрд рублей.
По госпрограмме “Социальная поддержка граждан”:
1,466 трлн рублей,
1,512 трлн рублей,
1, 548 трлн рублей.
По госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия:
290,1 млрд рублей,
292,9 млрд рублей,
328,9 млрд рублей.
По госпрограмме “Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя”:
102,2 млрд рублей,
84,6 млрд рублей,
91,4 млрд рублей.
На реализацию 20 федеральных целевых программ:
379 млрд рублей,
277,3 млрд рублей,
278,8 млрд рублей.
Межбюджетные трансферты
Предусматривается выделение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ: в 2020 году – 2, 552 трлн рублей, в 2021 году – 2, 566 трлн рублей, в 2022 году – 2, 482 трлн рублей. Речь идет, в том числе, о дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности: в 2020 году – 717,9 млрд рублей, в 2021 году – 730,8 млрд рублей, в 2022 году – 743,5 млрд рублей, субсидии на реализацию программы “Земский доктор”: в 2020 году – 6, 6 млрд рублей, в 2021 году – 6,6 млрд рублей, в 2022 году – 6,6 млрд рублей, субсидии на реализацию программы “Земский учитель”: в 2020 году – 1,5 млрд рублей, в 2021 году – 1,1 млрд рублей, в 2022 году – 1,1 млрд рублей.
Позиции депутатов
Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Вера Ганзя обратила внимание на неэффективность госпрограмм. “С повестки дня не сходит вопрос о неэффективности государственных программ. Вот в 2017 году их было треть, а в 2020 году по 15 программам существуют риски недостижения 10% показателей. В 2017 году по семи программам по 20% показателей не достигнуты цели и по 30% показателям по девяти программам тоже будут не достигнуты”, – указала она. По ее словам, программы стали “набором расходных обязательств, которые недостаточно закреплены целями, задачами, показателями”. “Мы третий год говорим правительству: избыточное количество показателей. Показатели абсолютно абстрактные. В 2018 году, вот например, расходы на реализацию программ увеличились на 9% , а показатели остались прежними. Получается, где деньги? Жизнь сама по себе, а программы, получается, сами по себе. Так не должно быть”, – указала она.
Представитель фракции “Справедливая Россия” Александр Ремезков отметил, что правительство “последние 10 лет продолжает формировать бюджет, используя модель экономической стабилизации”. “Надо признать, что использованная правительством экономическая модель позволила сохранить макроэкономическую устойчивость, однако российская экономика так и не вышла на траекторию роста и развития. Обратной стороной достижений стало снижения драйвера экономического роста, низкое качество планирования, низкая эффективность использования бюджетных средств”, – сказал он.
Первый вице-спикер Госдумы (“Единая Россия”) Александр Жуков отметил, что бюджет содержит очень серьезные средства на реализацию национальных проектов. “Фракция “Единая Россия” предлагает сосредоточиться на том, чтобы как можно эффективнее использовать выделяемые большие средства, прежде всего на нацпроекты”, – заявил Жуков. По его словам, Госдума предлагает два варианта поддержки региональных проектов: “Первый – если регион вкладывает деньги в развитие серьезного производства, находит эффективный региональный проект, на эту сумму может быть сокращена его задолженность перед федеральным бюджетом по ранее взятым бюджетным кредитам. Второй – предполагает использование средств Фонда национального благосостояния на возвратной основе, который сегодня используется только для федеральных инвестпроектов. Мы предлагаем использовать его и для региональных проектов. Для этого потребуются поправки в законодательство, которые при согласии правительства работать над этим удастся внести”.
“Главное достоинство бюджета заключается в том, что создана устойчивая бюджетная конструкция, которая позволяет государству выполнить все социальные обязательства независимо от внешней конъюнктуры и санкций”, – подытожил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.