На заседании комитета Госдумы России по бюджету и налогам рассмотрели поправки ко второму чтению законопроекта «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022и 2023 годов».
О том, какие поправки в правительственный проект бюджета были внесены фракцией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, рассказал первый заместитель председателя комитета ГД РФ по бюджету и налогам Александр Ремезков.
– «Справедливая Россия» из года в год предлагает перераспределять бюджетные ассигнования в пользу тех, кто больше всего нуждается в поддержке со стороны государства. И в этом году мы также подготовили поправки, направленные на увеличение социальных расходов бюджета.
Вносимые нами поправки традиционно обеспечены источниками финансирования. Мы предлагаем 199,3 млрд рублей из 201,6 млрд. рублей, зарезервированных в правительственном законопроекте на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих, перераспределить на решение самых наболевших проблем в социальной сфере.
«Справедливая Россия» не поддерживает рост расходов на материальную мотивацию чиновников в ближайшие три года. Мы считаем это недопустимым, особенно в ситуации, когда с 2016 года федеральное правительство прекратило индексацию выплат работающим пенсионерам. И в 2021 году предлагаем сделать первый шаг к решению этой проблемы – направить порядка 56 млрд рублей на частичную индексацию пенсий тем пенсионерам, что продолжают трудиться. Необходимый для полной индексации объем средств Правительство России может выделить из ФНБ, а также за счет распределения других резервов. По данным Пенсионного фонда РФ для возобновления индексации пенсий работающим пенсионерам в полном объеме в 2021 году потребуется 426,4 млрд. рублей. «Справедливая Россия» настаиваем на полной индексации за все те годы, что работающие пенсионеры оставались без положенной им добавки.
Кроме того, мы предлагаем направить почти 16,3 млрд рублей на индексацию пенсий «военным пенсионерам», чтобы избежать их дискриминации по отношению к другим неработающим пенсионерам. «Справедливая Россия» считает несправедливым предлагаемый кабинетом министров отказ от ежегодной индексации военной пенсии на 2% сверх уровня инфляции и увеличение срока выслуги, необходимого для начисления индексации. В следующем году необходимо довести индексацию “военных пенсий” с 3,7% до 5,7%. Ведь нынешний размер военных пенсий – краеугольный камень социальной защиты военнослужащих, который во многом обеспечивает престиж военной профессии.
Особое внимание и поддержка необходимы тем, кто осваивал труднодоступные регионы нашей страны. Наша фракция предлагает направить из федерального бюджета дополнительно 2,5 млрд рублей на приобретение жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера, и 0,5 млрд рублей – на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали.
С нынешним уровнем финансирования решение этих проблем затягивается на неопределенный срок. Так, по данным Минстроя РФ по состоянию на 1 января 2019 года в очереди на получение жилищной субсидии стояло 431,2 тысяч жителей Крайнего Севера, в том числе 17,7 тысяч человек – инвалиды I и II групп, инвалиды с детства. За год очередь сократилась лишь на 13 тысяч человек. С такими темпами решение проблемы может растянуться более чем на 30 лет. И многие очередники могут попросту не дожить до переезда, ведь 288,5 тысяч человек в очереди – это неработающие пенсионеры. В ноябре 2018 года Госдума приняла постановление, в котором предлагается в первоочередном порядке решить вопрос переселения с северных территорий граждан, достигших возраста 80 лет. Но для выполнения этого решения необходимо дополнительное финансирование, которое мы и предлагаем выделить в бюджете-2021.
Дополнительные средства нужны и на переселение строителей БАМа из возведенного еще в 70-х годов прошлого века временного жилья. Эту задачу Президент России поручил полностью решить до 2025 года. С 2011 по 2018 годы более 3,5 тысяч семей получили новое жилье. Общий объем финансирования составил 6 млрд. рублей, в том числе 2,7 млрд рублей – из региональных бюджетов. Но этого оказалось недостаточно. До сих пор еще 3 335 семей продолжают жить в непригодных для постоянного проживания «вагончиках» и «балках». Дополнительные полмиллиарда рублей помогут ускорить решение этой проблемы. Ведь, например, выделенные в 2019 году 709,2 млн рублей позволили переселить 307 семей.
Мы считаем необходимым устранить несправедливость по отношению к гражданам России, чье детство пришлось на период Великой Отечественной войны и послевоенной разрухи, к тем подросткам, кто вместе со взрослыми ковал победу, работая на полях и заводах.
«Справедливая Россия» не раз вносила в Госдуму законопроекты, направленные на оказание социальной поддержки «детям войны». Одним из таких законопроектов, внесенным в 2019 году, в котором я являлся соавтором, предлагалось установить для данной категории граждан ежемесячную доплату в 1000 рублей, компенсацию 25% стоимости услуг ЖКХ, а также внеочередное получение врачебной помощи.
К сожалению, этот и другие законопроекты были отклонены, а в России до сих пор нет ни статуса «дети войны», ни официальных статистических данных о количестве граждан, попадающих под данную категорию. На сегодняшний день 35 из 85 субъектов федерации самостоятельно определили категорию «детей войны» и предусмотрели льготы для них на региональном и местном уровне. Мы продолжим добиваться принятия такого решения на федеральном уровне. А пока что, поправкой к проекту федерального бюджета на 2021 год предлагаем направить 30 млрд рублей субсидии на оказание мер социальной поддержки «детям войны». Это позволит хотя бы немного улучшить материальное положение данных представителей старшего поколения в нынешний сложный период.
«Справедливая Россия» неуклонно добивается того, чтобы объем расходов по разделам «Образование» и «Здравоохранение» составлял не менее 7 процентов в общем объеме расходов федерального бюджета.
Однако, в проекте бюджета на 2021 год объем бюджетных ассигнований уменьшен на 250,2 млн рублей по сравнению с объемами, утвержденными законом № 380-ФЗ, на 2022 год – на 310 млн рублей, на 2023 год – на 195 млн рублей. «Справедливая Россия» считает недопустимым снижение бюджетных инвестиций в человеческий капитал, в особенности – в подрастающее поколение, снижение ассигнований на реализацию национальных законопроектов «Образование» и «Здравоохранение».
Поправкой в проект федерального бюджета мы предлагаем направить дополнительно 12 млрд рублей на раздел «Образование», чтобы хотя бы частично компенсировать снижение расходов в 2021 году.
С той же целью мы предлагаем направить дополнительно 15 млрд рублей на раздел «Здравоохранение». Ведь предусмотренные в правительственном законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными законом № 380-ФЗ объемами в 2021 году уменьшены на 9,6 млрд рублей, в 2022 году – на 11,5 млрд рублей, в 2023 году – на 6,4 млрд рублей.«Справедливая Россия» считает недопустимым такое снижение при наличии огромного количества нерешенных проблем системы здравоохранения и в особенности сегодня, в условиях распространения коронавирусной инфекции.
В сегодняшней крайне напряженной геополитической обстановке мы также считаем нецелесообразным «оптимизацию» расходов бюджета в разделе «Национальная оборона». «Справедливая Россия» предлагает внести поправки в проект бюджета, чтобы на 2021 год сохранить расходы по этим статьям на уровне 2020 года. Для этого потребуются дополнительные ассигнования по разделу «Национальная оборона» в сумме 195, 6 млрд рублей.
Наша фракция предлагает дополнительно направить 10 млрд. рублей на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
Большинство российских регионов сегодня находится в крайне сложном положении. В настоящее время к традиционным расходам субъектов федерации добавились расходы на реализацию нацпроектов и дополнительные непрогнозируемые расходы по борьбе с пандемией. Да, в этом году распределены трансферты из федерального бюджета в объеме 300 млрд рублей для покрытия выпадающих доходов. Но это не обеспечивает решение всех накопившихся проблем.
Ведь в кризисной ситуации этого года региональные бюджеты суммарно недополучили около 20% собственных доходов. А ресурсы для сокращения разрыва между доходами и расходами практически исчерпаны. Сумма долговых обязательств регионов достигла 2,15 трлн рублей – 22,5% от суммы собственных доходов. При этом объемы заимствований для них жестко ограничены Бюджетным Кодексом.
У региональных бюджетов нет резервов, которые имеются у федерального бюджета – нет средств ФНБ, переходящих остатков прошлого финансового года, зарезервированных средств. Субъекты РФ могут надеяться только на помощь федерального бюджета. И обещанной кабинетом министров «точечной поддержки» регионов, на наш взгляд, недостаточно. В целях сохранения финансовой устойчивости субъектов федерации, реализации их долгосрочных планов по социально-экономическому развитию предлагаем направить в регионы дополнительную федеральную поддержку. Ведь эти средства пойдут на поддержку жителей регионов.
Все предложенные «Справедливой Россией» поправки к бюджету 2021 года направлены на реализацию самых главных задач – выполнение социальных обязательств государства перед своими гражданами.