Первый заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Госдумы Александр РЕМЕЗКОВ в эксклюзивном интервью корреспонденту «ОГ» Александру ЛАКЕДЕМОНСКОМУ рассказал, как новые поправки в налоговый кодекс защитят граждан и бизнес в условия санкций.
– Александр Александрович, есть понимание, какое примерно количество россиян сможет воспользоваться паузой по уплате налога на проценты по вкладам?
– Весной 2020 года, когда принимался законопроект о налоге на доходы от вкладов, мы располагали следующими данными Агентства страхования вкладов. В российских банках имелось 5,9 млн счетов физлиц на сумму свыше 1 млн рублей – всего 1 процент от общего количества счетов. При этом 99 процентов вкладов в банках не превышали 1,4 млн рублей – то есть установленный государством страховой размер. За минувшие два года ситуация мало изменилась – пандемия никак не способствовала росту доходов и сбережений граждан. Так что новый налог мог затронуть чуть более одного процента вкладчиков.
Но сейчас, когда ставка ЦБ увеличена до 20 процентов, эта формула увеличивает налогооблагаемую базу, а значит, может ударить по карманам граждан, переоформляющих свои вклады в банках под более высокие проценты. Безусловно, этого нельзя допустить. Значительную часть вкладчиков составляют пенсионеры и граждане предпенсионного возраста, которые десятилетиями откладывали деньги, создавая собственную финансовую «подушку безопасности». Мы считаем, что нужно поддержать тех граждан, которые в нынешней сложной ситуации сохраняют доверие к российским банкам.
– Какого количества автолюбителей коснутся изменения, касающиеся транспортного налога? Это средний класс и выше или не только?
– До сих пор владельцы машин стоимостью три-пять миллионов рублей должны были платить транспортный налог с коэффициентом 1,5, владельцы авто стоимостью в пять-десять миллионов рублей – с коэффициентом два, а автомобилей за 10–15 миллионов рублей – и вовсе в тройном размере. В период введения этих норм закона таковой была цена автомобилей премиум-класса – по сути, это был налог на роскошь. Но в последние годы, по экспертным данным, средняя стоимость автомобилей значительно выросла. Машины стоимостью более трёх млн рублей стали уже не роскошью, а средством передвижения. Плюс сегодня мы наблюдаем стремительный рост цен в связи с тем, что ряд автомобильных брендов уходит из России. Именно потому было принято законодательное решение с 2022 года применять повышающий коэффициент налога только для транспортных средств стоимостью свыше 10 миллионов рублей.
По данным аналитиков, с 2014 года средняя цена на новый легковой автомобиль в России выросла вдвое – с одного до двух миллионов рублей. Но цена в 10 миллионов по-прежнему остается выше средней. Так что всё справедливо – повышенный транспортный налог будут платить граждане с доходами выше среднего.
– Почему во второй пакет был включён пункт об обнулении НДС для гостиниц? В чём его особая актуальность?
– Обнуление НДС для гостиниц в первую очередь направлено на поддержку туристической отрасли. В нынешней геополитической обстановке мы должны создать все условия для развития внутреннего туризма, предоставить нашим гражданам достойную альтернативу отдыху за рубежом. И при этом поддержать наших предпринимателей.
Нулевая ставка по НДС будет применяться в течение пяти лет по вновь построенным объектам туристской инфраструктуры, введённым в эксплуатацию после 1 января 2022 года. Для предприятий и предпринимателей, которые оказывают услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, нулевая ставка будет действовать по 30 июня 2027 года. Эксперты считают, что в результате российский гостиничный бизнес получит мощный стимул для развития.