О том, как эти законодательные решения повлияют на бюджетный процесс в регионах и на распределение поддержки федерального центра между субъектами федерации рассказал заместитель председателя думского комитета по бюджету и налогам, депутат фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ЗА ПРАВДУ Александр Ремезков.
– Законопроект разработан во исполнение ряда поручений Президента Председателя Правительства РФ. Он направлен на совершенствование казначейского мониторинга и регулирование информационного обеспечения бюджетного процесса.
Сегодня в стране действует множество отраслевых информационных систем, которые далеко не всегда работают синхронно. Теперь все участники бюджетного процесса будут использовать единую государственную систему управления финансами «Электронный бюджет». Этот порядок работы четко прописан в новой главе «Информационное обеспечение бюджетного процесса», которая данным законопроектом вводится в Бюджетный кодекс РФ.
Благодаря вносимым в БК РФ изменениям казначейская система будет перенастраиваться по аналогии с банковской системой: все получатели средств из бюджета будут подлежать казначейскому мониторингу в любом случае – и когда средства поступают на счет в казначействе, и когда поступают на счет в банке. До сих пор казначейский мониторинг проводится только в отношении участников казначейского сопровождения – это примерно 67 тысяч получателей на сегодняшний день. Теперь мониторингом будет охвачено примерно 260 тысяч юрлиц. Для государственных заказчиков вводится обязанность включать в контракты условия о казначейском сопровождении, а для участников этого сопровождения – обязанность вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности. И у тех, и у других будет меньше соблазнов и возможностей неправильно распорядиться бюджетными средствами. Применение новых положений Бюджетного кодекса будет способствовать выполнению решений межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям, снижению количества нарушений.
При этом предлагается отменить казначейское сопровождение средств на превентивные мероприятия по обеспечению защиты населения. Это позволит более оперативно предоставлять помощь государства гражданам, оказавшимся в трудной ситуации в силу обстоятельств чрезвычайного характера.
В БК РФ вносится ряд изменений, которые позволят упорядочить и улучшить взаимодействие участников бюджетного процесса на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном.
В частности, устанавливаются требования главным распорядителям бюджетных средств не позднее 10 июня текущего года направлять в субъекты РФ проекты методик распределения межбюджетных трансфертов и исходные данные для расчетов межбюджетных трансфертов, а не позднее 20 августа текущего года – распределять объемы межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период.
Мы давно добивались этого законодательного решения, которое позволит регионам своевременно получать и в полной мере осваивать средства федеральной поддержки. И сегодня считаем необходимым обеспечить вступление в силу данной нормы закона не с 1 января 2026 года, а уже в текущем году, чтобы она действовала при формировании проекта бюджета на 2026-2028 годы.
Это важно для успешного решения регионами задач по достижению национальных целей развития, поставленных Президентом РФ.
Так же важно прекратить практику формального распределения конкурных субсидий. Для этого необходимо синхронизировать предоставление субъектам федерации информации об условиях конкурса с процедурами представления в регионы информации об исходных данных и методиках распределения трансфертов. Сам конкурс нужно проводить не позднее 1 ноября, чтобы его результаты могли быть учтены в поправках к проекту федерального бюджета, а субсидии, предусматривающие проведение ежегодного конкурса, распределять только на очередной финансовый год.
Продолжим работу над законопроектом таким образом, чтобы поправки в БК РФ позволили усовершенствовать бюджетный процесс и сделать бюджет эффективным инструментом развития нашей страны и каждого из ее регионов.