Госдума окончательно приняла законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ».
О том, как эти изменения помогут реализовать задачи, поставленные в Послании Президента России и какую помощь получат российские регионы, рассказал первый заместитель комитета по бюджету и налогам, депутат фракции СР Александр РЕМЕЗКОВ.
– Принятыми изменениями в БК РФ создается законодательный механизм для реализации поручений Президента России о помощи регионам с высоким уровнем коммерческой задолженности, о предоставлении субъектам федерации новых инструментов развития – инфраструктурных бюджетных кредитов.
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ принципиально поддержала эти инициативы главы государства. Мы неоднократно обращали внимание на то, что в стране сложилась своего рода бюджетно-финансовая пирамида – регионы с высоким уровнем долговой нагрузки вынуждены год за годом брать новые кредиты на текущее обслуживание и погашение предыдущего долга и в результате еще больше увязать в долгах. По итогам 2020 года государственный долг субъектов составил 2,6 трлн рублей, из них коммерческие кредиты – 1,2 трлн рублей. За прошлый год долг регионов вырос на 383 млрд рублей. Этот 18-процентный рост задолженности стал рекордным за последнее десятилетие. Возникла прямая угроза финансовой устойчивости субъектов РФ.
Для решения долговой проблемы регионов Президент России предложил весь объём коммерческого долга субъекта федерации, превышающий четверть его собственных доходов, заместить бюджетными кредитами со сроком погашения до 2029 года. Планируется выделить кредиты в сумме 337 млрд рублей.
Принятыми поправками в Бюджетном Кодексе РФ Правительству России предоставляется право провести в 2021 году реструктуризацию задолженности субъектов федерации, установив соответствующий порядок.
Наш думский комитет подготовил оценку бюджетного эффекта от реализации в 2021 году этих мер по повышению долговой устойчивости регионов. В целом по стране бюджетный эффект от реструктуризации кредитов субъектов РФ составит 217 млрд рублей. Намного легче станет долговое бремя регионов, вынужденных прибегать к заемным средствам для покрытия дефицита консолидированных бюджетов.
В моем избирательном округе общий бюджетный эффект с учетом замены коммерческих и реструктуризации бюджетных кредитов в 2021 году составит 2,7 млрд рублей. Именно столько Курганская область, которой в целом на замещение коммерческих кредитов бюджетными планируется выделить почти 4,4 млрд рублей, сэкономит на обслуживании долга, получит новые возможности для реализации нацпроектов и развития инфраструктуры.
Принятыми изменениями в бюджетном законодательстве Правительство России наделяется полномочиями устанавливать порядок предоставления, использования и возврата субъектами РФ бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
Новые инфраструктурные кредиты регионам федеральный центр предоставит под три процента годовых на 15 лет.
До конца 2023 года планируется выделить не менее 500 млрд рублей для реализации долгосрочных региональных проектов строительства автодорог и обходов городов, обновления систем ЖКХ и общественного транспорта, создания объектов туристической индустрии. Отбор проектов будет проводить федеральное правительство, а контролировать ход их реализации – Федеральное казначейство.
При рассмотрении законопроекта во втором чтении мы внесли поправки, которые обеспечивают дополнительный парламентский контроль. Проекты правовых актов Правительства РФ, регламентирующие распределение инфраструктурных бюджетных кредитов субъектам федерации будут направляться в Совет Федерации и Госдуму и рассматриваться трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений.
Кроме того, в Бюджетный Кодекс вносятся изменения, которыми корректируются сроки рассмотрения в Госдуме проектов трехлетнего федерального бюджета и бюджетной отчетности.
Наша фракция СР давно добивалась того, чтобы парламенту предоставлялось больше времени для работы над проектом федерального бюджет и внесения в него поправок. Теперь так оно и будет. Обновленными положениями БК РФ Правительству предписывается вносить на рассмотрение Госдумы отчет по исполнению бюджета не позднее 15 июня, проект закона о федеральном бюджете – не позднее 15 сентября. При этом срок рассмотрения внесенных изменений в проект бюджета увеличивается с 25 до 30 дней.
Это означает, что отчет об исполнении бюджета парламент успеет принять в весеннюю сессию, а предложенные депутатами поправки в проект бюджета будут рассматриваться более пристально. Но самое главное, в более ранние сроки будет определен объем межбюджетных трансфертов. Зная объем федеральной поддержки, субъекты федерации смогут четче планировать свои бюджеты и заключать контракты до 31 декабря, чтобы открыть финансирование уже 1 января, а не как это было раньше – ко второму полугодию. Таким образом, появиться возможность не затягивать строительство объектов в регионах, прекратить порочную практику авралов в конце года.
Все эти изменения в работе над проектом бюджета вступят в законную силу с января 2022 года.