Госдума окончательно приняла закон «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в 2022 году».
К началу марта этого года госдолг российских регионов составлял 2,474 трлн рублей – то есть оставался практически на том же уровне, что и год назад. При этом поменялась структура долга. В нем существенно, до 208 млрд рублей, снизилась доля с «дорогих» банковских кредитов, до 1,4 трлн. рублей увеличилась доля практически «бесплатных» бюджетных кредитов. То есть затраты на обслуживание госдолга немного сократились. И все же до сих пор регионы вынуждены тратить на это значительные бюджетные средства.
Изменения в бюджетное законодательство внесены для того, чтобы снизить долговую нагрузку на субъекты РФ и сократить их расходы на обслуживание заимствований. Правительству России предоставлена возможность продолжить процесс замещения рыночных долговых обязательств бюджетными кредитами.
Предусмотрено право Минфина России предоставить субъектам федерации в 2022 году до 390,7 миллиарда рублей бюджетных кредитов для погашения долговых обязательств по кредитам, полученным от российских кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, а также по государственным ценным бумагам.
Однако принятый данным законом порядок предоставления и использования бюджетных кредитов ставит субъекты РФ в неравное положение. Бюджетные кредиты на погашение рыночных долговых обязательств могут быть предоставлены только тем бюджетам субъектов, у которых фактическому погашению подлежали кредиты в марте – декабре 2022 года. Из-за этого в худшем положении оказались 19 регионов, которые в целях экономии бюджетных средств погасили свои долговые обязательства в январе – феврале 2022 года, у них рыночные заимствования не попадают под замещение бюджетными кредитами.
Получается, что вместо федеральной поддержки они получат дополнительные финансовые проблемы из-за значительного роста расходов на обслуживание долга.
Например, в моем избирательном округе – Омской области – в первые два месяца этого года погашено 7,6 млрд. рублей за счет бюджетного кредита УФК и заимствований со счетов бюджетных и автономных учреждений. Эти средства необходимо возвратить на счета до конца декабря 2022 года. Но из-за принятых изменений в Бюджетном Кодексе, данные обязательства не попадут под рефинансирование и бюджет Омской области получит только 1,8 млрд. рублей. Региону придется привлекать новые рыночные заимствования под разорительный 21 процент годовых при нынешней ключевой ставке ЦБ 20 процентов.
В результате продолжительных дискуссий с Минфином России мы пришли к выводу что в рамках рассмотрения этого законопроекта решить данный вопрос и создать механизм обратного действия невозможно. Поэтому в постановлении Госдумы о принятии законопроекта по моей инициативе и по предложениям моих коллег-депутатов Правительству РФ рекомендовано рассмотреть вопрос об оказании адресной поддержки, в том числе в виде бюджетных кредитов, всем субъектам федерации, погасившим в январе – феврале 2022 года сложившиеся на 1 января 2022 года рыночные долговые обязательства. Скорее всего эти средства федеральной поддержки будут распределяться с одобрения комиссии ФС по перераспределению бюджетных ассигнований, в составе которой я работаю от фракции СРЗП. Так что здесь я смогу обеспечить надлежащий депутатский контроль.
В правительственном законопроекте изначально не были учтены аналогичные кредиты, образовавшиеся в бюджетах муниципальных образований. И это при том, что они являются неотъемлемой частью бюджетной системы России, а на долю муниципальных бюджетов приходится значительная часть социальных расходов.
Объем долга муниципальных образований на 1 марта 2022 года составлял 352 млрд рублей и $2,5 млн. Причем в объеме этого долга весьма велика доля задолженности перед коммерческими организациями. Например, в моем избирательном округе – Курганской области – долг муниципалитетов превышает 2,1 млрд. рублей, их которых в 2022 году подлежит возврату 695 млн. рублей, а расходы на обслуживание составляют 170 млн. рублей в год.
Чтобы возвращать уже имеющиеся кредиты, муниципалитетам пришлось бы брать новые коммерческие кредиты по ставке 21 процент годовых. Без доступа к бюджетным кредитам выйти из этого долгового круга просто невозможно.
Здесь в результате совместной работы с Минфином РФ и Финансовым управлением Курганской области нам удалось найти путь решения проблемы. Были учтены и приняты поправки, внесенные мною и другими депутатами нашего думского бюджетного комитета ко второму чтению законопроекта. В результате муниципальные рыночные долговые обязательства теперь тоже подлежат рефинансированию, а объем средств федеральной поддержки увеличен с первоначально предусмотренных 255,3 млрд. рублей до 390,7 млрд рублей.
Наша фракция СРЗП поддержала принятие этого закона, ведь предусмотренные им меры федеральной поддержки помогут субъектам РФ сохранить финансовую устойчивость в условиях внешнего санкционного давления. Средства, сэкономленные на обслуживании долга, регионы и муниципалитеты смогут направить на социальные программы, на поддержку граждан.