Госдума приняла в первом чтении изменения во вторую часть НК РФ в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих пять миллионов рублей.
О том, на какие доходы граждан будет распространяться действие новых положений налогового законодательства, рассказал первый заместитель председателя комитета по бюджету и налогам, депутат фракции «Справедливая Россия» Александр Ремезков.
– Речь идет о реализации инициативы Президента России, которая может стать первым шагом по возвращению нашей страны к прогрессивной шкале подоходного налога.
Предложенными в правительственном законопроекте изменениями в Налоговом Кодексе с 2021 года вводится новая ставка НДФЛ на доходы, превышающие5 млн рублей в год. С дохода до пяти миллионов граждане будут платить налог по ставке 13%, а с суммы, превышающей этот размер, – по ставке 15 %.
Исключением из этого правила станут только доходы от операций с недвижимостью. То есть если гражданин продал свой дом, квартиру, дачу или получил в дар тот или иной объект недвижимости, то ставка подоходного налога для него сохранится на уровне 13 процентов даже в том случае, если с учетом этих поступлений общий годовой доход превысит 5 млн рублей.
Мы считаем такое требование закона разумным и справедливым – совершенно ни к чему вынуждать людей скрывать свои доходы от честных сделок и загонять в тень рынок недвижимости.
В законопроекте прописано, что дифференцированная ставка 13-15 процентов будет действовать для граждан, получивших доходы от долевого участия в строительстве, от выигрышей в азартных играх, от различных операций с участием ценных бумаг, а также прибыль от контролируемых иностранных компаний и от участия в инвестиционном товариществе. И, конечно же, эта ставка будет действовать в отношении граждан, чья официальная заработная плата превышает 5 миллионов рублей в год, то есть, прежде всего, топ-менеджеров государственных и частных предприятий.
Однако, на наш взгляд, в проекте закона имеется ряд пробелов, которые необходимо устранить уже ко второму чтению.
Например, вводится понятие “основной налоговой базы” для плательщиков НДФЛ, но не указано, что именно должно включаться в эту самую налоговую базу. Остается лишь догадываться, что речь идет о заработной плате – базе, к которой применяются все налоговые вычеты. Но допускать подобные догадки и неоднозначные трактовки закона мы не вправе. Так что нужно вносить уточнения в текст законопроекта. В том числе четко указать, какие именно доходы нерезидентов должны облагаться по дифференцированной ставке 13- 15 процентов.
По оценке Минфина повышенная 15-процентная ставка НДФЛ будет применяться в отношении примерно 1 процента работающих россиян с высокими доходами. Увеличение подоходного налога обеспечит поступление в бюджетную систему дополнительных 60 млрд рублей в 2021 году, 64 млрд рублей в 2022 году и 68,5 млрд рублей в 2023 году. Эти средства уже зарезервированы в проекте бюджета на ближайшую трехлетку. Они целевым образом будут направляться на лечение детей с редкими тяжелыми заболеваниями.
Наша фракция поддерживает это законодательное решение, но считает, что нужно идти дальше, чтобы вернуться к прогрессивной шкале подоходного налога. Такая шкала действовала в России до 2001 года, когда применялись ставки НДФЛ от 12% до 30% в зависимости от уровня годового дохода граждан.
Ежегодно депутатами «Справедливой России» на рассмотрение парламента вносятся законопроекты, способные создать механизм, необходимый для введения прогрессивной шкалы НДФЛ. Например, законопроектом, в котором я стал соавтором, предлагались изменения в Налоговый Кодекс, позволяющие ввести ставку в 18% по доходам граждан свыше 24 миллионов рублей. Под действие таких норм закона могли попасть примерно 20 тысяч россиян, но поскольку их доходы в совокупности превышают 4 триллиона рублей, то поступления по новым ставкам НДФЛ могли составить 200 млрд рублей. И эти средства также можно направить на решение социальных проблем.
«Справедливая Россия» с момента своего основания добивается отмены плоской 13-процентной шкалы подоходного налога, которая действует в стране с 1 января 2001 года. Мы считаем, что богатые должны отдавать государству больше чем бедные. Это справедливо.