Госдума РФ приняла законопроект, согласно которому вносится ряд изменений в федеральный закон об ОСАГО и приостанавливается действие нескольких его положений. О том, как меняются правила страхования гражданской ответственности российских автовладельцев в условиях пандемии и экономического кризиса, рассказал депутат Госдумы от Тюменской и Курганской области Александр Ремезков.
— Принятым законопроектом устанавливается, что в период с 1 марта по 30 сентября 2020 года договор ОСАГО можно заключать без представления автовладельцем диагностической карты или свидетельства о прохождении техосмотра. Правительству России предоставляется право продлить этот срок на 90 дней максимум. Это временная мера необходима в условиях введенного во всех регионах нашей страны режима самоизоляции и карантина, из-за которого была приостановлена деятельность предприятий автосервиса и ряда других структур, а у владельцев транспортных средств просто не было возможности пройти технический осмотр”, – пояснил депутат.
По его словам, речь идет только об отсрочке, а не об отмене техосмотра. В течение месяца после отмены принятых властями ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в том или ином регионе автовладельцы должны представить страховщикам диагностическую карту либо свидетельство о прохождении технического осмотра. Крайний срок для этого – 31 октября 2020 года.
Если владелец транспортного средства этого не сделает, и в период после снятия ограничений с ним произойдет страховой случай, то страховщики могут потребовать с него возмещения ущерба потерпевшему, уплаченного по полису ОСАГО. Помимо этих временных мер принят ряд законодательных решений, которые позволят на постоянной основе поощрять дисциплинированных и ответственных водителей.
Страховщики получили право самостоятельно определять, какие базовые ставки страховых тарифов будут применяться к конкретному автовладельцу. “Принцип тут простой и понятный – чем меньше у страхователя административных наказаний за грубые нарушения ПДД, тем дешевле ему обойдется полис ОСАГО. И наоборот, больше нарушений – выше тариф по ОСАГО. Разумеется, все в пределах минимальных и максимальных значений, регулируемых Банком России, – рассказал Александр Ремезков. – В условиях снижения доходов населения такая возможность сэкономить на «автогражданке» – хорошее подспорье для добросовестных автовладельцев”.
Кроме того, ОСАГО становится более прозрачным. Страховщики теперь обязаны размещать на сайтах «калькуляторы» для обеспечения возможности расчета страховой премии. А потерпевшие обязаны информировать страховщика о месте, дате и времени проведения независимой технической экспертизы, независимой оценки поврежденного имущества или его остатков, если проведение таких экспертиз организовано самим потерпевшим.