Александр Ремезков: В межбюджетных отношениях центра и регионов остается проблема сбалансированности бюджетов субъектов

На заседании комитета ГД РФ по бюджету и налогам рассмотрели правительственный законопроект «Об исполнении федерального бюджета за 2019 год».

О выявленных проблемах в межбюджетных отношениях федерального центра и регионов рассказал первый заместитель председателя думского комитета по бюджету и налогам, депутат фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Александр Ремезков.

- Рассматривая отчет об исполнении федерального бюджета 2019 года, мы убедились, что в бюджетной системе России, в межбюджетных отношениях центра и регионов наиболее острой и важной остается проблема сбалансированности бюджетов субъектов федерации.

Она не была решена в довольно стабильных экономических условиях прошлого года, обострилась в нынешней кризисной ситуации и требует решения в следующем бюджетном цикле.

В 2019 году федеральный бюджет был исполнен с профицитом почти в 2 трлн рублей, совокупный профицит региональных бюджетов составил 4,7 млрд рублей. Но лишь 50 субъектов РФ свели бюджет с профицитом, а остальные 35 субъектов - с дефицитом. При этом в 2019 году 39 млрд рублей составили неисполненные назначения по дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.

Дотационность региональных бюджетов, их зависимость от предоставления финансовой помощи из федерального центра стала еще сильнее. В 2019 году доходы 25 субъектов федерации были более чем на 40% сформированы за счет безвозмездных поступлений от федерального бюджета, в том числе в 8 регионах – более чем на 60%.

Эти региональные бюджеты наполнялись не столько собственными доходами, сколько федеральными дотациями - в первую очередь, на выравнивание бюджетной обеспеченности и на частичную компенсацию расходов на повышение оплаты туда работников бюджетной сферы.

Такая зависимость складывалась годами и обусловлена жесткими ограничениями Бюджетного Кодекса РФ в отношении региональных бюджетов.

Начиная с 2017 года, в рамках Программы реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам предусмотрены жесткие ограничения. Бюджет субъекта РФ должен быть сбалансирован при определенном условии - бюджетные кредиты не могут превышать уровень общей долговой нагрузки - 66 %, а по рыночным обязательствам - 50 %. Кроме того, объем дорожного фонда не может быть меньше прогнозируемого объема установленных доходных источников.

При таких ограничениях проект бюджета, например, Омской области должен быть сформирован без дефицита в размере 81,2 млрд рублей – то есть ниже уровня 2020 года на 5,5 млрд рублей или на 6,4 %.

На уровне необходимой потребности в бюджет субъекта включаются, прежде всего, оплата труда, трансферты местным бюджетам, расходы на ОМС, дорожный фонд, резервный фонд области, средства на софинансирование заключенных соглашений по федеральным целевым трансфертам. По остальным расходам финансирование прогнозируется в лучшем случае наполовину.

Так, в бюджете Омской области на 2021 год на такие первоочередные расходы предусмотрено 69,7 млрд. рублей - 86 процентов от общего объема расходов. Все остальные расходы, включая меры соцподдержки населения, коммунальные услуги, медикаменты, питание, текущее содержание учреждений, мероприятия по госпрограммам, обеспечены средствами только на 48,5%. Для сохранения расходов на минимально необходимом уровне бюджету этого региона на 2021 год необходима поддержка федерального бюджета в сумме 10,7 млрд рублей.

Вопрос о том, за счет каких средств финансировать в этом и других регионах в полном объеме «остальные расходы», за которыми стоят проблемы миллионов людей, пока остается без ответа. Равно как и вопросы о том, каким образом сократить разрыв между «богатыми» и «бедными» регионам, не на бумаге, на деле сделать сбалансированным каждый региональный бюджет.

Разработка индивидуальных программ развития субъектов федерации с дефицитными, малообеспеченными доходами бюджетами в 2019 году так и остался в «подвешенном состоянии».

По инициативе Правительства России вносится изменение в Бюджетный кодекс об увеличении с 90 до 180 дней срока предоставления кредита на пополнение остатков средств на счете бюджета субъекта РФ и местного бюджета. Но по нашему мнению, эта мера вряд ли серьезно исправит ситуацию с региональными бюджетами, даже если будет применяться с 2021 года на постоянной основе.

Предпринятые в этом году меры говорят о том, что новый кабинет министров проявляет обеспокоенность в отношении сбалансированности региональных бюджетов. В 2020-м удалось поддержать сбалансированность за счет безвозмездных перечислений регионам 1,46 трлн рублей – на 510 млрд рублей больше, чем в том же периоде 2019-го года.

Но одними лишь экстренными мерами сложившуюся ситуацию не переломить. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ считает, что необходимы радикальные изменения, глубокая перенастройка межбюджетных отношений центра и регионов. Мы уже выступали с рядом соответствующих инициатив и готовы к их обсуждению.

Предлагаем начать с мер, направленных на решение насущных проблем жителей регионов. В частности, предоставить возможность субъектам РФ в случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда изыскивать бюджетные средства для временного проживания детей-сирот в благоустроенных жилых помещениях или компенсировать им плату за наем благоустроенных жилых помещений до того, как они получат жилье из специализированного фонда. В июле этого года депутаты и лидер фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ внесли в Госдуму соответствующий законопроект «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».



Besucherzahler male order brides russia
счетчик посещений
Яндекс.Метрика

Запросов к базе 3. Время запроса 0.0102 s. Время на php 0.0224 s. Генерация страницы 0.0326 s. Страница взята из cache.