Александр Ремезков: Принятие законопроекта равносильно уничтожению в России рынка аудита

В пятницу, 23 июня, Госдума на пленарном заседании рассмотрела законопроект № 96436-7 «О внесении изменений в статьи 82 и 93-1 Налогового кодекса Российской Федерации» (о наделении налоговых органов полномочиями по истребованию у аудиторских организаций документов, полученных ими о налогоплательщике)

Позицию фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ озвучил в своем выступлении первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам, «справедливоросс» Александр Ремезков.

- Данный правительственный законопроект крайне противоречив, а содержащиеся в нем формулировки допускают двойное толкование.

 Законопроект не предусматривает никакой ответственности должностных лиц, получивших доступ к информации и документам, за разглашение или использование данных, которые составляют аудиторскую тайну. То есть, по сути, противоречит положениям статьи 9 федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Он дает основания для истребования налоговыми органами у аудиторов практически неограниченного круга документов. Даже тех, которых вообще может не быть после проведения аудиторской проверки. Например, цитирую «документы (информацию), служащие основаниями исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора) налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом)».

Дело в том, российские и международные стандарты аудиторской деятельности сегодня не предполагают специальных аудиторских процедур по проверке точности налоговых расчетов и полноты уплаты налогов в бюджет. Аудитор использует данные сверки с налоговыми органами на отчетную дату и налоговых деклараций для их сопоставления с показателями бухгалтерской отчетности, достоверность которой он подтверждает, либо не подтверждает. У аудитора нет обязанности делать ксерокопии ни самих деклараций, ни документов, положенных в основу расчета налогов.

В связи с этим вообще непонятно, что могут увидеть налоговые органы в рабочих документах аудитора, и какие документы, «полученные при осуществлении аудиторской деятельности», должны будут оформлять аудиторы.

В пояснительной записке указано, что законопроект разработан в целях реализации рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития. Разработчики ссылаются на то, что в своем докладе по транспарентности и обмену информацией в целях налогообложения ОЭСР рекомендовала России обеспечить на законодательном уровне доступ налоговых органов к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, для того чтобы затем предоставлять такие сведения и документы по запросам уполномоченных органов иностранных государств.

 Но с 13 марта 2014 года процесс вступления Российской Федерации в ОЭСР временно приостановлен на неопределенный срок. Получается, что принятие данного законопроекта не актуально уже более трёх лет.

Похоже, воспользовавшись рекомендацией, Правительство РФ просто решило удовлетворить потребности российских налоговых органов и обеспечить их доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну.

Но ничего подобного нет ни в одном из государств-членов ОЭСР.

В Италии доступ к аудиторской тайне обеспечивается только в случае подозрения на совершение налогового преступления, и только на основании официального запроса генеральной прокуратуры.Французский Кодекс о налоговых процедурах предусматривает, что налоговые органы не вправе запрашивать информацию об оказанных услугах у лица, на которое распространяется законодательство о какой-либо профессиональной тайне. В Великобритании аудитор (аудиторская организация) не обязан отвечать на запросы налоговых органов в отношении предоставления информации (документов), полученных и созданных аудитором в процессе выполнения профессионального задания. Налоговый кодекс Германии предусматривает, что аудиторы вправе отказаться предоставлять информацию и документы, полученные ими в процессе осуществления профессиональной деятельности, налоговым органам, поскольку такая информация составляет профессиональную тайну.

А рассматриваемый сегодня законопроект устанавливает обязанность аудиторов предоставлять имеющиеся у них документы налогоплательщиков на основании запроса налогового органа просто при проведении налоговой проверки и вообще без каких-либо ограничений.

Если закон будет принят в таком виде, то российский бизнес потеряет доверие к аудиторам как в части соблюдения аудиторской тайны, так и в части обоснованности аудиторского заключения. Предприниматели начнут заключать договоры на аудит не с аудиторскими, а с консалтинговыми фирмами, которые не обязаны делать все то, что пытаются вменить аудиторам.

Это мнение не только депутатов фракции «Справедливая Россия». Об этом говорят и профессиональное сообщество аудиторов и общественные объединения бизнеса - РСПП и ТПП. Комитет по бюджету и налогам в своем заключении на законопроект также дал подробный анализ возникающих проблем.

Большинство экспертов пришло к выводу, что принятие этого законопроекта просто уничтожит в России рынок аудита, основой которого является конфиденциальность.

Поэтому фракция Справедливая Россия не поддержит законопроект в его нынешней редакции. Но мы готовы работать над вторым чтением, чтобы максимально решить все возникшие проблемы.

Не нужно пытаться руками аудиторов вытаскивать из предпринимателей всю необходимую для налоговых проверок информацию и документы. Необходимо провести четкое разделение обязанностей: аудиторы должны подтверждать достоверность бухгалтерской отчетности, а налоговые органы - проверять полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет. 



Besucherzahler male order brides russia
счетчик посещений
Яндекс.Метрика

Запросов к базе 9. Время запроса 0.0091 s. Время на php 0.0530 s. Генерация страницы 0.0621 s. Страница взята из database.